Кузька 3-я (kuzjka3) wrote,
Кузька 3-я
kuzjka3

Category:

"ПОЛК, СМИРНО!"

В моём посте про стаж "искусства" я писала про два документальных фильма. Один из них ( мои впечатления об этом фильме ) мне удалось найти в сети. Не могу не поделиться, потому что это... это... у меня просто нет слов, лучше смотрите сами...
Итак...

Фильм кинорежиссера Бориса Лизнева "ПОЛК, СМИРНО!"
Фотофильм на материале одной фотографии - одного из старейших в русской армии, основанного ещё ПетромI, лейб-гвардии Кексгольмского полка, снятой в 1903 году, и писем солдат и офицеров того времени. Своеобразная метафора духа русского солдата…
Фильм получл Гран-При на фестивале "Мировоззренческое кино" и призы на международных фестивалях короткометражных фильмов.

Здесь - маленький двухминутный рекламный ролик.



К сожалению, за 2 недели моего отсутствия, некоторые ссылки исчезли из сети... например, пропала страница такого же просмотра всего фильма целиком... ((( Поэтому я сейчас записываю здесь все доступные сегодня ссылки, а также повытаскиваю из них сюда, под кат.

http://www.softweb.ws/2007/11/16/dokumentalnyjj_film_borisa_lizneva_polk_smirno.html - здесь можно скачать фильм целиком
http://aprock.net/kuzjka/Polk-smirno/polk.wmv - на всякий пожарный, ещё одна ссылка для скачивания

UPD: здесь можно посмотреть весь фильм целиком:
http://www.livejournal.com/users/kuzjka3/427205.html


http://www.cinema-rp.com/p121.htm - список других фильмов Бориса Лизнева

Борис ЛизневБорис Лизнев

  Фрагмент фотографии
Материалом для фильма послужила уникальная фотография Кексгольмского полка, снятая в 1903 году. Фотопластинка 65 на 110 см (в кадре свыше 1000 человек) позволила четко воспроизвести как целые группы, так и отдельные лица солдат. Все снято одним кадром. Контрапунктом к изображению звучат фрагменты писем и воспоминаний солдат и офицеров дореволюционной армии. Во все времена для русского солдата главными принципами были любовь к Родине, верность присяге, жертвенность.
Киновидеостудия «Юность»
Автор сценария и режиссер - Борис Лизнев, оператор - Николай Широкий, композитор - Людмила Волкова, продюсер - Сергей Гусев
http://vision.rambler.ru/users/artdocfest/1/14/

"КИНЕМАТОГРАФИЯ СТАРОГО СНИМКА"- интервью Бориса Лизнева о том, как снимался фильм

Борис Лизнев: Я всегда думал, а можно ли снять фильм на одной фотографии.
Этот снимок 1903 г. Кексгольмского полка 110Х60 см я случайно увидел в Союзе фотохудожников. Он висел на стене, поражая своей масштабностью и смыслом. Свыше 1000 человек в кадре -- 25 рядов по вертикали – 50 человек в каждом, и все смотрят на тебя, из прошлого столетия…
Эту уникальную фотография нашли работники музея где-то в Тверской области на чердаке старого дома, и чтобы она не рассыпалась, наклеили на фанеру. Увидев фотографию, я понял что это материал для целого фильма. Сразу родился и способ построения фильма - единый кадр был единственным условием вхождения в эту фотографию. Непрерывное панорамирование по лицам, которые рассказывают о времени и о себе. Любой разрыв, или то, что в кино называется монтажной склейкой, нарушил бы ощущение целостности пространства и времени, единства участников события. Пропала бы уникальность эпического фотопроизведения, которое запечатлело не только людей – эпоху.
Е. Е.: Была ли камера, или весь фильм – волшебство компьютерной анимации?
Б. Л.: Конечно, никакой камеры не было. Да ее и не могло быть. И съемка на мультстанке заняла бы не меньше года. Поэтому замечательный мастер компьютерной графики и анимации, режиссер Николай Широкий сделал в своей собственной студии весь фильм на обыкновенном РС Пентиум 4, используя программы After Effects 6.5 и Photoshop SC2.
Е. Е.: Какие технические сложности вас подстерегали?
Б. Л.: Трудности начались с самого начала. Толстая фанера не позволяла отсканировать фотографию. Пришлось купить специальный планшетный сканер для сканирования живописи. Получилось 12 кадров формата А4 по 1,5 Гб. Причем, фотографию пришлось уменьшить, потому что мощность наших компьютеров, к сожалению, не могла просчитывать такой объем информации.
Но зато поражало и радовало само качество фотографии. Понятно, что для такого снимка фотографу пришлось построить специальное сооружение по типу камеры-обскура и смастерить стеклянную посеребренную пластину соответствующего размера. Поскольку на серебро в то время не скупились, каждый боец зафиксирован удивительно резко и четко. Можно часами всматриваться в фотографию, рассматривая лица, почувствовать характер и даже судьбу каждого бойца.
Е. Е.: Как получился эффект панорамирования камеры по фотографии?
Николай Широкий: Мы вместе с режиссером прописывали траекторию движения и в буквальном смысле слова в компьютере рисовали картинку пути. Так и получился эффект «виртуальной камеры», эффект съемки по фотографии. Мы даже набрались смелости и начали сортировать наших героев. Например, встречались лица бойцов с закрытые глаза. Их перемещали в зону убитых воинов. На их место вставляли другие лица, иногда только лицо, иногда целиком фигуру вместе с гимнастеркой. Очень помогла увеличенная ксерокопия фотографии 3Х4 м. Борис Лизнев с нею не расставался и дома, разложив на полу, буквально путешествовал по ней.
Некоторые профессиональные фотографы после просмотра фильма называли наш метод «творческим бандитизмом», говорили, что мы не имеем права так по-хулигански внедряться в исторический документ. Но мы то делали кино! Мы – кинематографисты, а не реставраторы. Композиция фотографии драматургически трансформировалась в композицию фильма, нам было важно показать дух единства, сплоченности, патриотизма наших воинов.
Е. Е.: Сильно пришлось реставрировать фотографию?
Н. Ш.: Да. Каторжный труд, надо сказать. Причем, бюджета у фильма практически не было, а мы решили сделать киноизображение чистым. Над одной очисткой я просидел полмесяца за компьютером, да так, что пальцы отваливались. Как в ручной прачечной – очищал от пылинок и царапин лица, гимнастерки… Правда, чистили мы целенаправленно, под каждую траектории «проезда». Сантиметр влево и вправо – качество оставалось прежним. Можно сравнить.
Л. Б.: Но иногда недостатки фотографии мы использовали как художественный прием. Мы сделали акцент на порванный кусок, и создали образ войны, картину боя. Еще я заметил, что по краям снимка изображение не такое резкое, как в середине, видна некоторая смазанность и деформированность фигур, а у некоторых солдат были закрыты глаза. Мы превратили это в ту область, где находились погибшие солдаты, те, кто уже никогда не вернуться с полей сражения. Таким образом, после разорванного изображения «боя», появлялись застывшие, смазанные лица умерших.
Е. Е.: Что было самым технически-сложным?
Н. Ш.: Попасть в ритм движения «камеры». Чтобы все было похоже на правду.
Е. Е.: Можно ли фильм назвать своеобразной мультипликацией?
Н. Ш.: Не люблю я все эти термины. Я же ученик Владимира Кобрина, а для его фильмов на многих фестивалях придумывали свои собственн6ые номинации, потому что они не подходили под общепринятый стандарт. Удивительно, но то же самое сейчас происходит и с этим фильмом, потому что до него не было ничего подобного. Не снимали так кино… Потому что кино – это монтаж. А наша работа не имеет к монтажу никакого отношения. Один кадр – и целый фильм.
Е. Е.: Откуда взяли письма солдат и офицеров? Действительно ли это письма бойцов Кексгольмского полка?
Б. Л.: Нет. Это просто письма солдат того времени. Ведь то, что на фотографии запечатлен именно этот полк – случайность. А мог быть и Семеновский, и Павловский. Мы хотели рассказать о русской армии и народе. Для меня эта фотография стала обобщенным образом защитника отечества .
Один из историков принес материалы об истории Кексгольмского полка, но они не понадобились. Потому что тогда это был бы другой фильм -- информационно-исторический, а мы хотели создать поэму о духе русского воина. Поэтому важны были суждения о жизни и о войне самих бойцов.
До 1914 г. сохранилось много дневников солдат. Тогда любили писать. Мы постарались соединить переписку фронта и тыла в едином кинематографическом образе. Поэтому так важны письма отца к сыну на фронт. Оно повторяется несколько раз, как символ отеческой любви - отечестволюбия.
Фильм не случайно озвучивали не актеры. Профессиональный диктор произнес лишь начальную часть текста – историю полка. Остальные голоса из обычной жизни. Гимн России «Боже, царя храни» исполняет ансамбль «Казачий круг», гармонист озвучивал отца, письма солдат читали непрофессионалы. Поставленные голоса разрушили бы доверительную, интимную атмосферу переписки, не соединились бы с пронзительными ликами воинов.
</strong>
http://www.forum.softweb.ru/showthread.php?s=2b82f64d6edfb1ff13f67dbad6f90ff5&mode=hybrid&t=24279


На всякий случай ещё - битая ссылка на просмотр фильма целиком (вдруг когда-нибудь откроется...) http://steelmarch.net/1-/2.html
http://www.film.ru/newsitem.asp?id=5106 - фестиваль документального кино "АртДокФест"

Tags: НА, Полк, видео, кино, киноклуб, фильм
Subscribe

  • Жизнь после родов

    Жизнь после родов Два младенца В животе беременной женщины разговаривают двое младенцев. Один из них – верующий, другой – неверующий Неверующий…

  • Инопланетяне. Притча.

    > Давным-давно на планете Марс жили мужчины. Их цивилизация была высокоразвитой. Они были трудолюбивы, честны и справедливы. Целый день они…

  • Притча о хрупких подарках.

    Как-то в одно селение пришёл и остался жить старый мудрый человек. Он любил детей и проводил с ними много времени. Ещё он любил делать им подарки,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments